Признаки плохих франшиз?
Брать франшизу «не глядя» не рискнет никто. Однако оценить риски при покупке довольно трудно. Несколько советов помогут вам опознать те франшизы, которые брать точно не нужно.
1. Франшиза без руководства
Для российских франшиз это очень важный момент. Речь не идет обязательно о каком-то медийном персонаже, что важно, например, для бутиков или ресторанов. Но будет очень хорошо, когда у франшизы есть конкретный руководитель, двигатель проекта, который уполномочен принимать решения и отвечает за репутацию бренда. Если такого лица в компании нет, то и консультаций ждать не приходится, и претензий предъявить некому. Ответственность руководителя – это не только информационная открытость, но и репутация компании.
2. Франшиза без опыта
До половины франшиз, предлагаемых на ведущих площадках, а то и больше, не могут подтвердить хоть какой-нибудь опыт развития своей сети. Иногда они предлагают своим первым покупателям минимальный паушальный взнос. Это понятно: ведь именно они станут «бесплатными тестировщиками» всех бизнес-процессов. Конечно, в том случае, если это вообще нужно владельцу франшизы.
Конечно, выстроить эти бизнес-процессы реально только на опыте работающей сети, причем как минимум за несколько лет работы. Только так можно отследить спады и подъемы, связанные с сезонностью.
Какое-то время уйдет и на выстраивание взаимоотношений с контрагентами или поставщиками (речь идет об отсрочках, скидках и так далее). Если такая работа еще не велась, тогда что реально предлагается в виде франшизы?
Есть успешные примеры, когда компании начинают продавать франшизу через неделю-две после запуска первой своей точки. Но совершенно ясно, что проект «с опытом» должна оцениваться выше.
3. Франшиза с неадекватной ценой
Не бывает франшиз дешевых, как не бывает и дорогих. Зато есть рентабельные и нерентабельные. Чтобы определить рентабельность, вам нужно будет серьезно изучить конкретный рынок, при этом охватив и смежные отрасли. Эффективно ли там работают другие франшизы? Посмотрите рейтинги на специальных площадках, посвященных франчайзингу (см. нашу статью «Как выбрать прибыльную франшизу»). Хотя дорогие франшизы так или иначе подозрительны. Скажем, паушальный взнос в 1000 000 рублей за маленькое кафе для среднего города, начисление роялти начиная с первого дня договора (началась торговля или нет) –довольно странная практика, которая далека от российской реальности.
4. Франшиза без регистрации
Обязательно нужно прояснить вопрос с регистрацией бренда. Чтобы продавать франшизы в России и ряде других стран СНГ, обычно хватает регистрации торговой марки в Роспатенте. Нелишне будет проверить, есть или нет у продавца франшизы свидетельство собственности на товарный знак. Надо проверить и классы МКТУ, что там указаны. Подробнее см. нашу статью «Как правильно регистрировать товарный знак»).
Проверяйте франшизу также и на предмет копирования (проще говоря, воровства) торговых марок. Эти случаи всегда труднодоказуемы. Но если владелец франшизы предлагает бренд кафе под названием, условно говоря, «СтаррБакс», можно быть уверенным, что в официальной регистрации ТМ ему отказали или еще откажут.
5. Непонятная франшиза
Как франшиза, так и брендбук должны быть понятны и доступны. Их не нужно изучать долго и упорно, как банковский договор. Они не должны содержать всяческих скрытых пунктов и условий. Кстати, если работа в рамках франшизы невозможна без специальной профессиональной подготовки, это резкий минус. Успешная франшиза с точки зрения управления всегда проста. Специалистов (поваров, технологов) всегда можно найти, но эффективный менеджмент всегда прост и понятен.
Но иногда сложность состоит в том, что очень многое требуется от самого франчайзи. Это когда, несмотря на то, что вы купили франшизу, вам придется выстраивать всю работу самому. Не надо забывать, что смысл эффективного франчайзинга – это передача опыта. Причем такого, которым можно пользоваться «здесь и сейчас».
6. «Слишком понятная» франшиза
Это те самые чудесные «франшизы с нулевыми вложениями». Понятно, что в 99% это обыкновенный обман. К тому же такие проекты неизбежно набирают неудачливых и неумелых франчайзи, которые потом дают высокую статистику закрытий.