Franchise Business Forum
Блоги и отзывы о франшизах

  • Admin
  • Administrator
Как проверить франшизу перед покупкой. 
Делимся основной информацией


  • Admin
  • Administrator
Как правильно подобрать франшизу?

Практически во всех развитых странах мира открытие бизнеса по франшизе считается нормальным и даже рутинным действием. В США франчайзинг охватил более трети всей розничной торговли. В Австралии даже более 90 процентов. Австралия нам не пример, однако свободный рынок франшиз в России растет и будет расти еще достаточно долго. При желании купить прибыльную франшизу можно в любой ценовой категории. Но как, что называется, «на берегу» убедиться в том, что она прибыльная? Главные признаки успешной франшизы сформулировать довольно легко.

1. У франчайзора должен быть опыт развития собственной сети, причем очень желательно – в течение нескольких лет. Франшиза, которая начала продажи одновременно с открытием первых собственных предприятий – это недальновидный выбор. Выстроить нормальные бизнес-процессы можно только на опыте собственной сети, как минимум за несколько лет (например, чтобы оценить сезонные подъемы и спады спроса).

2. Франшиза и, собственно, бренд должны уверенно чувствовать себя на рынке. Покупка франшизы на высококонкурентном, практически полностью занятом рынке может стать невыгодным вложением. Ведь конкуренция ограничивает маржинальность. Определить франшизу «на излете» не так уж сложно.

3. Если франшиза предполагает торговлю, то нужно прежде всего оценить реальный спрос на этом рынке и в данной местности. В разных регионах он может быть совершенно разным. Следует также изучить сезонные спады-подъемы спроса.

4. Главный признак прибыльной франшизы – это статистика открытых и закрытых торговых точек, к примеру, за год. Что касается финансовых показателей конкретной франшизы, то вряд ли они лежат на поверхности. Однако тут могут помочь даже рейтинги (наиболее известны рейтинги франшиз от Forbes, РБК, Beboss). Можно обратить внимание и на зарубежные рейтинги, например американский рейтинг Entrepreneur. Так, рейтинг самых выгодных франшиз от Forbes делает оценку проекта по средней годовой выручке одной франчайзинговой точки, а также по маржинальности (отношению прибыли к выручке). Из этих показателей можно рассчитать и срок окупаемости франшизы. Для этого сумма прибыли за несколько месяцев сопоставляется с суммой стартовых вложений. Кстати, поэтому в рейтинг часто не попадают некоторые известные франшизы. Они могут быть хороши по выручке, но у них более долгий срок окупаемости. Впрочем, понятие «слишком долгий» – относительное. Если вы согласны инвестировать в будущее, вы должны иметь определенную подушку безопасности. 5. Чтобы купить прибыльную франшизу, важно уметь отслеживать и предвидеть актуальные тренды. Сегменты рынка в любой стране развиваются неравномерно, это касается и франчайзинга. Конечно, сегодня наиболее востребован общепит и фастфуд. Однако надо смотреть внимательно: многие эксперты говорят, например, что отдельные сегменты фастфуда (кофе на вынос, пекарни и некоторые другие) уже близки к насыщению. Франчайзинг в туристическом бизнесе уже давно испытывают трудности. Впрочем, здесь не может быть однозначных рекомендаций.


  • Admin
  • Administrator
Признаки плохих франшиз?


Брать франшизу «не глядя» не рискнет никто. Однако оценить риски при покупке довольно трудно. Несколько советов помогут вам опознать те франшизы, которые брать точно не нужно.

1. Франшиза без руководства

Для российских франшиз это очень важный момент. Речь не идет обязательно о каком-то медийном персонаже, что важно, например, для бутиков или ресторанов. Но будет очень хорошо, когда у франшизы есть конкретный руководитель, двигатель проекта, который уполномочен принимать решения и отвечает за репутацию бренда. Если такого лица в компании нет, то и консультаций ждать не приходится, и претензий предъявить некому. Ответственность руководителя – это не только информационная открытость, но и репутация компании.

2. Франшиза без опыта

До половины франшиз, предлагаемых на ведущих площадках, а то и больше, не могут подтвердить хоть какой-нибудь опыт развития своей сети. Иногда они предлагают своим первым покупателям минимальный паушальный взнос. Это понятно: ведь именно они станут «бесплатными тестировщиками» всех бизнес-процессов. Конечно, в том случае, если это вообще нужно владельцу франшизы.

Конечно, выстроить эти бизнес-процессы реально только на опыте работающей сети, причем как минимум за несколько лет работы. Только так можно отследить спады и подъемы, связанные с сезонностью.

Какое-то время уйдет и на выстраивание взаимоотношений с контрагентами или поставщиками (речь идет об отсрочках, скидках и так далее). Если такая работа еще не велась, тогда что реально предлагается в виде франшизы?

Есть успешные примеры, когда компании начинают продавать франшизу через неделю-две после запуска первой своей точки. Но совершенно ясно, что проект «с опытом» должна оцениваться выше.

3. Франшиза с неадекватной ценой

Не бывает франшиз дешевых, как не бывает и дорогих. Зато есть рентабельные и нерентабельные. Чтобы определить рентабельность, вам нужно будет серьезно изучить конкретный рынок, при этом охватив и смежные отрасли. Эффективно ли там работают другие франшизы? Посмотрите рейтинги на специальных площадках, посвященных франчайзингу (см. нашу статью «Как выбрать прибыльную франшизу»). Хотя дорогие франшизы так или иначе подозрительны. Скажем, паушальный взнос в 1000 000 рублей за маленькое кафе для среднего города, начисление роялти начиная с первого дня договора (началась торговля или нет) –довольно странная практика, которая далека от российской реальности.

4. Франшиза без регистрации

Обязательно нужно прояснить вопрос с регистрацией бренда. Чтобы продавать франшизы в России и ряде других стран СНГ, обычно хватает регистрации торговой марки в Роспатенте. Нелишне будет проверить, есть или нет у продавца франшизы свидетельство собственности на товарный знак. Надо проверить и классы МКТУ, что там указаны. Подробнее см. нашу статью «Как правильно регистрировать товарный знак»).

Проверяйте франшизу также и на предмет копирования (проще говоря, воровства) торговых марок. Эти случаи всегда труднодоказуемы. Но если владелец франшизы предлагает бренд кафе под названием, условно говоря, «СтаррБакс», можно быть уверенным, что в официальной регистрации ТМ ему отказали или еще откажут.

5. Непонятная франшиза

Как франшиза, так и брендбук должны быть понятны и доступны. Их не нужно изучать долго и упорно, как банковский договор. Они не должны содержать всяческих скрытых пунктов и условий. Кстати, если работа в рамках франшизы невозможна без специальной профессиональной подготовки, это резкий минус. Успешная франшиза с точки зрения управления всегда проста. Специалистов (поваров, технологов) всегда можно найти, но эффективный менеджмент всегда прост и понятен.

Но иногда сложность состоит в том, что очень многое требуется от самого франчайзи. Это когда, несмотря на то, что вы купили франшизу, вам придется выстраивать всю работу самому. Не надо забывать, что смысл эффективного франчайзинга – это передача опыта. Причем такого, которым можно пользоваться «здесь и сейчас».

6. «Слишком понятная» франшиза

Это те самые чудесные «франшизы с нулевыми вложениями». Понятно, что в 99% это обыкновенный обман. К тому же такие проекты неизбежно набирают неудачливых и неумелых франчайзи, которые потом дают высокую статистику закрытий.


 

Присоединяйтесь к обсуждению

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить свой комментарий на франшизу